Дизайнер Сергей Гравчиков вошел в топ-15 предметных дизайнеров России

Публикуем полную версию его интервью

Сергей Гравчиков прошел долгий путь: промышленному дизайну он учился в УралГАХА, Строгановке и магистратуре Istituto Europeo di Design в Милане, где также год проработал в компании своего куратора Джеймса Лютера Idiom+. С Unika Møblär Сергей связан уже три года. Публикуем полную версию его интервью:

Основные вехи биографии (где учились, работали, когда и почему решили заняться предметным дизайном)?

Мне всегда нравился процесс созидания и материализации чего- либо, когда ты идею воплощаешь в материал, это определенная магия, которая увлекала еще с детства, когда ты часами конструируешь что-то. В старших классах я встретил человека, который повлиял на выбор моей профессии, это был 2000 год, тогда я впервые услышал, что есть такая профессия предметный дизайнер и чем он вообще занимается. Встреча оказалось судьбоносной, так и начался процесс образования и профессионального становления.

Первое образование я получал в УралГАХА ( Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия) в Екатеринбурге на факультете промышленный дизайн, но уже в ходе обучения в 2004 году было принято решение о переезде в Москву. Поступив в Строгановку, (МГХПА им С.Г. Строганова), закончил факультет промышленного дизайна и в 2008 году принял для себя очень важное и, пожалуй, главное решение: уехал учиться в Италию, поступив на магистратуру в Милане в IED (Istituto Europeo di Design), на курс предметного дизайна. На тот момент я очень точно понимал, чего я хочу в профессии. Там же в Милане, буквально после первой недели обучения я неожиданно получил от своего куратора по проекту Джеймса Лютера, предложение о работе в его компании «Idiom +». В течение года жизни и работы в Милане, взгляды сильно трансформировались, мы создавали проекты для крупнейших мировых компаний: Guala closures, Whirlpool, Costco, Nikon и других. Думаю именно этот период, стал мощным толчком для дальнейшего развития. После обучения я принял для себя решение о том, чтобы вернуться в Москву и организовать консалтинговое агентство по предметному дизайну.

В 2009 году для России это был очень странный бизнес, предметный дизайн был востребован в очень узком сегменте, среди компаний были и представители ВПК России, разные НИИ и производители осветительного оборудования, биометрического, медицинского и прочего. И лишь в 2014 году многое начало меняться, стали появляться небольшие производства и очевидный запрос, именно на предметный дизайн в бытовой сфере. Этот период многому меня научил, стало понятно, что если ты хочешь по-настоящему сделать что-то крупное и значимое, то необходимо сфокусироваться, выбрать одно направление, найти компанию, открытую для доверительного взаимодействия и готовую к экспериментам.

В 2017 году я начал активное сотрудничество с Unika møblar. Это переросло в настоящий проект мечты, где благодаря доверию, взаимопониманию и профессионализму нам удается создавать предметы и в очень сжатые сроки доводить их от эскиза до первого промышленного образца, думаю, именно это сделало наши предметы столь востребованными за последние 3 года.

Ваша главная профессиональная гордость?

Сложно быть объективным, чтобы выделить главную профессиональную гордость, но я полагаю, мой лучший предмет он еще впереди, это постоянный внутренний поиск. Для меня дизайн - это эстетическое решение функциональной проблемы, некая идеальная формула, которую я стараюсь вложить в каждый предмет. Умение создавать предметы, которые удачно интегрируются в очень разные по стилистике пространства, думаю это мой ценный навык. Если говорить событийно, то очень значимый момент, который вызвал чувство профессионального признания, был в 2018 году. Когда меня пригласили выступить с лекцией в Милане, на магистратуре по предметному дизайну, спустя 10 лет после выпуска, на моей же кафедре, где я рассказывал о принципах проектирования и о том, как проделать путь от эскиза до предмета, не потеряв замысел.

Чему вас научила пандемия?

Поскольку я в постоянном внутреннем процессе придумывания, я не могу сказать, что пандемия повлияла на это как-то, но она обнажила задачу по систематизации взаимодействия с сотрудниками в онлайн, научила экономить время на встречи и согласования незначительных нюансов, заставила лучше выстраивать процессы сотрудничества с технологами, конструкторами, визуализаторами и всеми, кто сопричастен. Скорее она сильнее повлияла на наших клиентов, которые остро осознали значимость того пространства, в котором они живут, это подстегнуло их к пересмотру своего интерьера.

Проект мечты, какой он?

Unika møblar это и есть проект мечты. Мы создаем предметы, которые решают важные эстетические задачи в жизни людей, при этом исповедуя философию осознанного потребления. Главная цель в этом проекте, сделать качественный продукт доступным для достаточно широкой аудитории, потому что я верю, что быт в значительной степени определяет сознание и что через созидание предметов, через внедрение красоты, снизив порог ее доступности для более массового использования, можно изменить то, где мы живём, страну в которой мы живём. Я уверен, что это возможно. Пожалуй, именно так бы я и сформулировал проект мечты: «сделать дизайн доступным».

Где можно посмотреть и купить ваши работы?

Наши предметы представлены в шоу-руме Unika møblar в Москве в тц «Mobel Expo». Также на сайте unikamoblar.ru и в инстаграме @unikamoblar.

Поделиться