Триумф дизайна и архитектуры. Метод Арне Якобсена

Привет, друзья! В продолжение цикла статей, посвященных скандинавскому дизайну, мы хотели бы поговорить об одном из его выдающихся представителей – Арне Якобсене.

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902 — 1971) был одним из наиболее влиятельных датских специалистов в области архитектуры, но за пределами Дании он прославился в основном как дизайнер мебели и предметов. В своих работах он виртуозно сочетал идеалы модернизма с северной любовью к натурализму.

До обучения в Королевской Академии Искусств Якобсен работал подмастерьем каменщика, а уже будучи студентом, получил второе место в Международной выставке прикладного искусства за дизайн стула. Как и большинство молодых архитекторов, Якобсен начал с проектирования частных домов, объединив рациональную простоту с классицизмом скандинавских наставников. Ему принадлежат такие творения, как комплекс Allehusene (1952 год) и дома So holm (1955 год).

Якобсен всегда интересовался последними технологиями строительства и производства, экспериментировал с новейшими материалами, чтобы добиться идеального воплощения своих замыслов. Еще в 1929 году он в сотрудничестве с архитектором Флеммингом Лассеном работал над проектом «Дома Будущего» и продемонстрировал смелое видение дома, доведенного до фантастического совершенства и оборудованного даже вертолетной площадкой. Кульминацией его творческих экспериментов по созданию «домов будущего» стал Круглый Дом (1957 год).

Проект "House of the Future"

Важной составляющей творческого метода Арне Якобсена было его стремление к созданию завершённого произведения: работая над проектом дома, он продумывал дизайн абсолютно всех его элементов. Для своих наиболее известных архитекторских проектов - аэропорта авиакомпании SAS и Radisson SAS Royal Hotel в Копенгагене (1856-1960) - Якобсен спроектировал каждую деталь, вплоть до вилок. Интересно, что столовые приборы абстрактной формы из нержавеющей стали, придуманные Якобсеном, появляются в качестве реквизита в фантастическом фильме Стенли Кубрика «2001: Космическая Одиссея».

Всемирная известность пришла к Арне Якобсену в том числе и благодаря работе в области мебельного дизайна. Созданные и запущенные в серийное производство более полувека назад стулья и кресла до сих пор остаются мировыми бестселлерами.

В 1952 году Якобсен выпустил линейку штабелированных стульев из фанеры с металлическим каркасом, получивших название «Ant chair» (Стул «муравей»). Спинка  и сидение стула были сделаны из одного куска фанеры, а ультратонкие стальные ножки стульев позволяли укладывать их друг на друга. Всего стульев «муравей» было распродано свыше миллиона. Эта промышленная мебель впервые по-настоящему стала иконой скандинавского дизайна.

Серия стульев «муравей» - совершенство металлических конструкций

Из наиболее удивительных произведений дизайнера, покоривших мир, можно назвать и кресло «Egg» («яйцо»), которое было спроектировано специально для отеля Radisson Blu Royal, находящегося в Копенгагене, и, конечно же, кресло «Swan». Они до сих пор относятся к тем творениям, которые имеют самые совершенные формы, непревзойдённые по удобству, простоте и изяществу. Кресла-скульптуры из литых стекловолоконных форм восхищают своими очертаниями, где спинка, сиденье и подлокотник слились в одном застывшем плавном движении.

Прототип "Egg Chair""Egg Chair" современная модель

В 1955 году дизайнер создает модель «3107», обычно называемую «Номер 7». Стул в форме песочных часов, первоначально был выполнен из бука в белом и чёрном цветах. Впоследствии датский архитектор Вернер Пантон (Verner Panton) и датский художник Поль Гернес (Poul Gernes) расширили цветовую гамму, и сейчас стул выполняется в разнообразных цветах и материалах (бук, клён, ясень, вишня). Модель «Номер 7» является одним из самых успешных коммерческих проектов - со дня ее создания было изготовлено более пяти миллионов копий. Такой успех поразил даже дизайнера, он не ожидал, что стул будет настолько популярен.

«Стул №7»  безупречно сочетает в себе дизайнерскую мысль и технику производства«Стул №7»  безупречно сочетает в себе дизайнерскую мысль и технику производства

Кресло «Swan chair» (кресло «лебедь»), первоначально созданное для общественных интерьеров, также довольно быстро обрело популярность среди коллекционеров и просто ценителей креативной мебели. В 1958 году эти дизайнерские кресла разместились в лобби Королевского отеля. В форме сиденья, спинки и подлокотников угадывался силуэт изящной птицы - лебедя. Именно такое сходство и дало знаменитому креслу одноименное название – «Swan».

Для середины ХХ века кресло «Swan chair» было более чем инновационным продуктом. Запущенное в будущем в промышленное производство, в первоначальном варианте оно являлось результатом ручной сборки. Основой каркаса служил монолитный кусок синтетического пластика, который Арне Якобсен покрыл латексной пеной. Эти творческие эксперименты дизайнер проводил в своем гараже. Благодаря такой технологической находке кресло обладает мягкими, плавными линиями, которые являются первым признаком модернизма в архитектуре и дизайне.

Стулья Якобсена "Swan", повторяющие разумную органику человеческого тела

Метод Арне Якобсена — соразмерность и функциональность.  Его архитектура и предметы — замечательный  пример сочетания  неординарности творческой мысли, простоты форм, изящности, соответствия функции и назначения. Лишь единицам удалось превзойти обострённую чувствительность художника по отношению к пропорциям и цвету.

Номер 606 в отеле отеля Radisson Blue Royal Hotel - своеобразный музей дизайнерских шедевров Якобсена

Наследие мастера  - 350 произведений настоящего искусства дизайна – свидетельствует об его исключительной продуктивности. И в наши дни дизайнерские разработки Якобсена не теряют своей популярности. Размышляя об успехе своего творчества, Арне Якобсен скажет: «Основной фактор — это пропорции. Именно пропорции делают греческие храмы такими прекрасными. И когда мы смотрим на самые выдающиеся здания Ренессанса и Барокко, мы видим, что все они имеют идеальные пропорции. Это важнейшая вещь».

 

 

Поделиться